09.05.2015г. Таким образом, серьезно сокращены возможности для злоупотреблений при тратах денег граждан, собранных регоператорами на капитальный ремонт, сообщает АКХ им. К.Д. Памфилова.

По итогам второго «Форума действий» ОНФ президент России и лидер Народного фронта Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2015 г. рассмотреть возможность приобретения региональными операторами всех товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов в порядке, предусмотренном федеральным законом №44 о контрактной системе.

Однако в докладе в Контрольное управление президента об исполнении этого поручения правительство сообщило, что не может распространить действие 44-ФЗ на региональных операторов капремонта, так как они не являются бюджетными организациями. При этом были подготовлены поправки в Жилищный кодекс, в которых определение порядка проведения закупок регоператорами отдавалось на откуп правительству. После того как эксперты ОНФ раскритиковали такой подход, в Жилищном кодексе было решено зафиксировать, что закупки региональных операторов должны осуществляться «с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок».

Однако, по мнению экспертов ОНФ, такая редакция нормы закона по-прежнему не в полной мере отвечала сути поручения президента, а именно обеспечению «очень жесткого, постоянного, прозрачного и эффективного контроля, в том числе со стороны общественных организаций и государства, и общества» за расходованием средств граждан, отчисляемых на капремонт, и создавала коррупционные риски при их расходовании.

В процессе доработки проекта поправок депутаты совместно с Минстроем ко второму чтению предложили норму, согласно которой регоператоры могут осуществлять закупки на основании конкурентных способов или у единственного поставщика. «Фронтовики» не согласились с такой формулировкой и настаивали на том, чтобы из данной нормы была исключена ограничивающая конкуренцию возможность закупок у единственного поставщика. И в целях качественного исполнения поручения президента обратились с соответствующей просьбой в комитет Госдумы по ЖКХ.

3 июня это предложение получило поддержку членов комитета, и в итоговой редакции, рекомендованной ко второму чтению, уже прописано, что порядок осуществления закупок региональным оператором должен предусматривать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Однако согласно 44-ФЗ под термином «конкурентные способы» понимается довольно широкий ряд процедур. В том числе таких менее прозрачных и конкурентных, как конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион и др.

«Нам не нужны новые финансовые пирамиды и покупки мерседесов на средства граждан. Мы благодарны комитету Госдумы, что он услышал нашу аргументацию. Уверены, это позволит более качественно исполнить поручение главы государства и обеспечить честное распределение средств, собираемых с граждан. Правительство, согласно поправкам, должно теперь будет разработать непосредственный порядок отбора региональными операторами подрядчиков по капремонту. Поэтому мы направили письмо в адрес вице-премьера РФ Дмитрия Козака с просьбой проследить за подготовкой этого постановления, чтобы оно максимально соответствовало смыслу поручения президента по обеспечению эффективного контроля, в том числе со стороны общества, за расходованием средств граждан, отчисляемых на капитальный ремонт. Кроме того, считаем необходимым, чтобы региональный оператор проводил все закупки, в том числе по текущим хозяйственным нуждам (мебель, автомобили), на основании конкурентных процедур. Такая просьба также отражена в письме на имя вице-премьера, и мы рассчитываем, что нас там также услышат», – отметила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.

Вместе с тем принимаемые сегодня поправки в Жилищный кодекс также реализуют другую идею ОНФ – о введении гарантийного срока на работы по капитальному ремонту. Региональный оператор должен будет в договорах с подрядчиками на выполнение капремонта прописывать гарантийный срок продолжительностью не менее пяти лет.

К идее закрепить этот срок законодательно активисты ОНФ пришли после анализа действующей системы общественного контроля в сфере ЖКХ, который провели в соответствии с поручением президента (по его итогам в администрацию президента направлено 20 рекомендаций). Эксперты рабочей группы «Качество повседневной жизни» также провели мониторинг конкурсной документации в 83 регионах по вопросам установления гарантийных сроков на капремонт. В итоге в 50 субъектах на сайтах операторов вообще не удалось обнаружить информацию о конкурсной документации на проведение работ и, соответственно, не нашлось никаких данных о гарантийных сроках по капремонту.

Проанализировав проекты обнародованных договоров в оставшихся 32 регионах, эксперты ОНФ выявили разнобой в указании гарантийных сроков. При этом самый продолжительный срок гарантии – пять лет (предусмотрен Гражданским кодексом) – установлен в проектах договоров только четырех субъектов: Ставропольского и Хабаровского краев, Новгородской и Костромской областей. Чтобы навести порядок в этом вопросе, активисты ОНФ настаивали на необходимости прописать в федеральном законе конкретный гарантийный срок на работы по капремонту.

«Мы считаем, что отражение в федеральном законодательстве этой нормы будет служить действенной мерой по повышению качества ремонтных работ и покончит с отсутствием единообразного подхода к этому вопросу в регионах, а также серьезно продвинет вопрос с повышением качества услуг в сфере ЖКХ. А для строительных работ, производимых в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, как нам пообещали представители Минстроя, вопрос установления гарантийных сроков будет урегулирован через механизм обязательных типовых контрактов. Сейчас такой типовой контракт разрабатывается профильным министерством», – сообщил эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко.





coded by nessus