03.07.2014г. Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! У нас сегодня событие не совсем обычное – первая коллегия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Вообще коллегий много проходит, далеко не на всех коллегиях удаётся побывать, но в данном случае я посчитал правильным и вас пригласить сюда, в Белый дом, и выступить на заседании коллегии, именно потому что министерство создано недавно и призвано решать крайне непростые задачи для улучшения нашей жизни, для того чтобы жилищный комплекс развивался, чтобы жилищно-коммунальное хозяйство было современным. Какие-то итоги пока трудно подводить, потому что министерству всего 8 месяцев, но тем не менее за этот срок определённые результаты всё-таки достигнуты. Я их назову, для того чтобы создать задел для будущей продуктивной и интенсивной работы. Вместе с нашими коллегами из парламента была проделана довольно значительная законотворческая работа, это так. До этого эта законотворческая работа велась существенно медленнее, то есть более вяло. Были подготовлены ключевые федеральные законы, нормативно-правовые акты подзаконного уровня. Они определили основные направления жилищной политики, жилищного строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства. Был принят закон, который позволил Правительству утвердить исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Документов довольно много, и ещё раз говорю: в этом смысле ситуация не идеальная, но всё-таки за эти восемь месяцев министерству удалось эту ситуацию существенным образом поправить. После семилетней дискуссии принят федеральный закон, позволяющий муниципалитетам проводить специальные аукционы, так называемые голландские аукционы, на понижение цены при предоставлении земельных участков. Также Министерство строительства вернулось к тем документам, которые очень долго или лежали в самом Правительстве, или не двигались в Государственной Думе. Речь идёт о документах, которые направлены на создание условий для формирования рынка доступного арендного жилья и на развитие некоммерческого жилищного фонда, – тоже действительно очень важные законопроекты. Кроме того, ряд законопроектов закрепляет новые механизмы предоставления застройщикам земельных участков для возведения жилья экономкласса с обязательным условием, что реализовать его можно по фиксированным ценам. Эти законопроекты, надеюсь, позволят решить жилищные проблемы граждан, которые имеют невысокий уровень доходов, и в целом будут способствовать снижению цен на жильё. Ещё одной темой должно стать развитие жилищно-строительных кооперативов, поскольку эти ЖСК – один из способов обеспечения доступным жильём некоторых категорий граждан, например научных кадров. Жду от Минстроя до конца года окончательных предложений по законодательной базе развития жилищно-строительных кооперативов. Подготовлена и утверждена новая редакция госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В состав этого документа включена программа «Жильё для российской семьи». Основная задача – увеличить объём строительства квартир экономкласса, снизить стоимость квадратного метра, с тем чтобы до конца 2017 года жильё смогли приобрести почти 500 тыс. семей со средним достатком. Минстрой утвердил перечень регионов, на территории которых будет реализовываться эта программа. Заявки по этой программе были получены от 58 субъектов нашей страны. Насколько я знаю, подписаны соглашения с целым рядом регионов, которые здесь присутствуют. Желаю в этом плане успехов. Надеюсь, что это поможет осуществить мечту огромного количества наших людей получить собственное жильё. Строительство жилья для российских семей потребует от всех – и от госслужащих, и от предпринимателей – добросовестности и полной отдачи сил. Просил бы и Минстрой, и губернаторов взять реализацию этого проекта под особый контроль, потому что по этому проекту будут судить об эффективности действий власти. Список регионов не закрыт. Предлагаю тем субъектам, которых пока нет в перечне, активно подключиться к этой программе, подготовить свои предложения. Также хотел поручить министру в течение года подготовить все необходимые соглашения с регионами, чтобы до конца 2017 года мы могли построить необходимый объём жилья, речь идёт о строительстве 25 млн кв. м жилья. Я знаю, что ведомство взаимодействует в сфере жилищного строительства с коллегами из Азиатско-Тихоокеанского региона, у них опыт немаленький. Все мы видели, как они строят, насколько быстро, качественно в целом. Сейчас планируется подписание меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в этой сфере. Таким образом, и китайские строители могут быть привлечены к возведению жилья в рамках наших программ. Надеюсь, это будет способствовать лучшей конкуренции, при этом, конечно, мы должны помогать и всячески способствовать развитию строительства, которое ведут наши российские застройщики. Но при этом должна быть всё-таки конкуренция. Мне кажется, это очень важно, потому что в конечном счёте вопрос не в количестве участников, не в количестве подрядчиков, которые принимают участие в этих мероприятиях, а в конкурентной ситуации на рынке, в стоимости квадратного метра – это самое главное, в том, чтобы все действовали честно, прозрачно, никто не борзел, но в то же время был результат. Это конкуренция. Уважаемые коллеги! Жилищное строительство является для нашей страны принципиально важным делом. Мы, ещё раз повторю, должны строить много – такие задачи у нас, должны строить качественно и по возможности быстро. По состоянию на 1 мая 2014 года введено без малого 18 млн кв. м, что больше на 27% по отношению к аналогичному периоду 2013 года – это результат неплохой. Однако дело не только в метрах, ещё раз говорю, но и в доступности. И здесь, помимо конкуренции на строительном рынке, очень важно, чтобы использовались правильные инструменты, включая ипотечное кредитование. В конечном счёте, какие бы другие механизмы мы ни применяли, всё-таки ипотека является наиболее универсальным способом получения жилья, который используется во всём мире. Да, у нас есть свои ограничители, но это не повод для того, чтобы отказываться от ипотеки, а, наоборот, повод для того, чтобы её совершенствовать, включая и финансовые инструменты, которые применяются в этих целях. По данным Банка России, по состоянию на 1 мая 2014 года выдано почти 300 тыс. кредитов на общую сумму 500 млрд рублей. В последнее время наблюдается рост числа ипотечных договоров – это, в общем, неплохо, тем не менее необходимо мониторить уровень ставок по ипотечным кредитам, об этом мы с вами говорим всегда. У нас действительно очень высокий уровень, он определяется целым рядом показателей, мы с вами неоднократно на различных совещаниях об этом говорили. Очевидно, что в любом случае нужно стремиться к тому, чтобы уровень ипотечной ставки снижался. Также обращаю внимание Минстроя на тему, связанную с предпринимательским климатом в сфере строительства. Количество процедур, которые необходимы для получения разрешения на строительство, должно сокращаться, так же как и время, которое затрачивается на получение документов. Занимаясь возведением нового жилья, не следует забывать следить за состоянием уже построенных домов. Жилищно-коммунальный сектор – это наша давняя головная боль и второе направление работы министерства. Очевидно, что Минстрой должен этим заниматься сейчас с повышенной энергией. Создаются неплохие условия для привлечения частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры, запускается капитальный ремонт жилых домов, совершенствуется система управления многоквартирными домами. Конечно, наиболее сложная точка, болевая точка в сфере ЖКХ – это расселение граждан из аварийных домов. Правительство утвердило обновлённый комплекс мер по ликвидации аварийного жилого фонда. Для каждого региона в нём установлены чёткие показатели по площади и числу расселяемых граждан. Увеличено федеральное финансирование региональных программ по расселению аварийного жилья. Теперь что касается капитального ремонта. Правительство продолжает работать над созданием системы, которая позволит на условиях софинансирования из Фонда ЖКХ и региональных бюджетов делать капремонт в многоквартирных домах. Кредитование капитального ремонта также сейчас осуществляется. Программы капитального ремонта действуют в 75 регионах. В этом году запланирован ремонт 40 с лишним тысяч домов. Надеюсь, это поможет улучшить условия жизни почти 3 млн наших граждан. Теперь – о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Вчера во втором чтении принят соответствующий законопроект, он должен позволить сформировать современный рынок в этой важной для граждан сфере. Введение нового механизма планируется с 1 сентября 2014 года. При этом управляющим компаниям будет предоставлен, как мы и договаривались, переходный период для приведения своей деятельности в соответствие с новыми нормативами. Начиная с 1 мая 2015 года все должны будут работать только по новым правилам – на это тоже хотел бы обратить внимание всех присутствующих. Ещё одним направлением деятельности министерства стало формирование прозрачной системы коммунальных платежей. Уже принят и подписан Президентом закон, который предусматривает введение общественного жилищного контроля. Его будут осуществлять общественные объединения, советы многоквартирных домов и сами жильцы. Вчера также принят во втором чтении законопроект о создании государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Она должна заработать не позднее 2016 года и будет содержать всю информацию, связанную со сферой ЖКХ. Но главное, пользователи смогут проверить правильность начислений за предоставленные услуги ЖКХ, то есть у них такая возможность должна появиться, и отслеживать деятельность своей управляющей компании. С июля текущего года установлены долгосрочные индексы изменения размера коммунальных платежей. Также мною было дано поручение Правительству ограничить в среднем по стране рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, который не превышает инфляцию. Решение это важное, сложное. Об этом мы подробно говорили…





coded by nessus